Когда я только начинал водить автомобиль, не переставал удивляться, как быстро едут ночью остальные водители. Я практически ничего не видел из-за встречного света фар. Двигаться со скоростью свыше 50 км/час практически не мог, боялся. Поначалу я полагал, что у остальных водителей лучше зрение или «волшебные очки». Со временем все прояснилось …
Просто другие водители полагались на «авось».
Они также как и я ничего не видели дальше 40 метров, но они рассчитывали на то, что ничего не случится. Не выбежит на дорогу пешеход или собака, не окажется на дороге посторонних предметов (упавший груз или дерево) и т.д. Мне напоминает это игру «жмурки». Но кто едет с завязанными глазами?
Какая должна быть скорость движения в ночное время
На дороге с искусственным освещением видимость лучше, потому что освещается боковое пространство, куда свет фар не доходит. Темнота уменьшает обзор примерно в два раза, восприятие дальности также искажается. С точки зрения здравого смысла, ночью надо двигаться медленнее в два раза.
Скорость в темное время должна быть такой, чтобы тормозной путь был не больше освещенного фарами участка дороги. При ближнем свете фар это примерно 40-50 метров, при дальнем свете фар — до 200 м. Это максимально возможная дальность освещения. Но чаще всего, видимость составляет 25 метров (грязные фары, осадки и т.п.). Т.к. дальним светом пользоваться можно только на свободной дороге, то получается, что рассчитывать надо максимум на 40 метров тормозного пути. Это соответствует на сухой дороге скорости примерно 60 км/час, а на зимней и того меньше.
Фары с увеличенной светосилой
Что касается фар с увеличенной светосилой («ксенон», «галогенки» с увеличенной светоотдачей), то осмелюсь напомнить, что они хоть и светят ярче, но освещают такой же участок дороги, как и обычные галогенные лампы (если установлены по правилам) — это международные требования. В противном случае, они ослепляли бы других водителей. Оптика фар устроена таким образом, чтобы срезать верхний световой поток. Свет фар находится как будто под козырьком. Противотуманные фары тоже не обеспечивают более дальнее освещение, т.к. основное назначение «противотуманок» — светить снизу, ведь у земли туман менее плотный.
Такие фары светят ярче, но не дальше.
И последнее. Многие начинающие водители чувствует себя некомфортно, когда вынуждены ехать медленнее потока. Некоторых водителей раздражают медленные «чайники». Но это не повод, вопреки собственным способностям и навыкам «делать как все». Когда произойдет несчастье, как вы будет оправдываться перед своей совестью? Конечно, это в том случае, если останетесь живы …
Стать убийцей только потому, что всё делали «как все»?
Надо учиться подавлять в себе комплекс «чайника». Да, у вас меньше опыта и навыка, но опытные водители тоже были «чайниками». Подавляющее большинство водителей с пониманием относятся к неуверенным водителям, и не стоит расстраиваться из-за «водителей-нервозусов» (они просто недоумки).
Когда вас слепят дальним светом фар
Встречному водителю, который не переключил дальний свет фар на ближний, как того требуют Правила дорожного движения, необходимо дать предупреждение — моргнуть дальним светом. Если водитель не переключает свет своих фар на ближний, опасно слепить его в «наказание». Возможно, как это случилось один раз со мной, водитель забыл, что у него включен дальний свет и он уверен, что едет с ближним светом фар. Перепутать это довольно легко в дальней дороге.
В таком случае вы должны закрыть один глаз, это поможет быстро восстановить зрение после проезда встречного автомобиля.
«Если сзади едет автомобиль с дальним светом фар и вас ослепляет, то надо резко затормозить и фары потухнут.»
Если дальним светом фар вас ослепляет задний автомобиль (через зеркала), то ему также надо подать сигнал аварийной сигнализацией, если это не поможет, и водитель по прежнему едет с дальним светом фар, то плавно снижайте скорость не выключая аварийный сигнал. Дождитесь, когда задний автомобиль с дальним светом вас объедет или переключит свет фар.
Проезд пешеходных переходов и остановок общественного транспорта
Как и в дневное время проезд таких мест требует снижения скорости. Пешеходы в темноте видят лучше водителя, это вселяет в них ложную уверенность, что и водители тоже их хорошо видят. Кроме этого, как и водители, пешеходы ошибочно оценивают скорость и расстояние до движущегося автомобиля.
Особенно надо быть осторожным тогда, когда перед пешеходным переходом у края дороги стоят автомобили или на остановке стоит общественный транспорт. Это сильно сокращает обзор и одновременно увеличивает вероятность внезапного появления пешеходов. Старайтесь по возможность сместить автомобиль левее, это даст больший обзор и выигрыш времени.