Соблюдение дистанции – ключевой элемент безопасности на дороге. Лучше всего держать дистанцию пропорционально скорости, т.е. при скорости 60 км/час дистанция составляет 60 м, при 100 км/час – 100 м и так далее. В своё время это была обычная рекомендация на курсах вождения. Конечно, это ориентировочная величина дистанции и каждый водитель регулирует её самостоятельно с учетом своего опыта, физических способностей, а также дорожной обстановки.
Короткая дистанция — причина ДТП
Среди причин ДТП некорректная дистанция и несоблюдение норм расстояния между транспортными средствами занимает второе место и составляет около 10%. Первое место занимает несоблюдение последовательности движения на перекрестке — 20%.
Мой инструктор по вождению настаивал, чтобы водитель смотрел далеко перед собой. Это позволяет видеть всё заранее. Тогда красный сигнал светофора или пешеходный переход не станет для вас неожиданностью. Сокращая дистанцию водитель закрывает обзор и ограничивает свои возможности.
Многие почему-то считают, что «целовать в зад» это признак мастерства. На мой взгляд, это признак легкомыслия. Как вы заранее заметите открытый люк или глубокую яму на дороге, если не будете держать необходимой дистанции? А видя препятствие заранее, у вас будет время на принятие решения.
Особенно важно соблюдать дистанцию на скользкой дороге, при плохой видимости и в узких переулках (при ограниченной видимости). Причем тут узкие переулки? Чем уже обзор дороги, особенно из-за припаркованных автомобилей, тем меньше шансов вовремя затормозить при внезапном появлении пешехода или собаки.
Дистанция между автомобилями перед светофором
Если вы стоите «на светофоре» первый, то все просто. А если вы второй или десятый в этой очереди на «проехать»?
В древнем руководстве танкиста настоятельно предлагалось при остановке и в движении держать дистанции в два-три корпуса танка. Для чего?
Чтобы бы при артобстреле или авианалёте потерь было меньше. А иначе, одной бомбой — два танка. Кроме этого, длинная дистанция позволяет начать движение всей колонне танков одновременно.
Нас конечно никто не бомбит и не собирается, но тем не менее есть несколько разумных правил.
- Нельзя останавливаться на перекрестке. Имеется в виду не тот, перед которым светофор, а тот правый поворот, который вы перекроете своим автомобилем «стоя в очереди». Вы тогда не позволите повернуть туда автомобилю встречного потока, а также будете препятствием для выезжающего автомобиля.
- Минимальная дистанция должна позволить вам выехать из занимаемой полосы, т.е. объехать впереди стоящий автомобиль (например, он заглох или впереди произошла авария).
- Достаточная дистанция позволит вам начать движение практически одновременно с передним автомобилем, а это экономия времени и иногда даст лишние секунды на проезд перекрестка до нового красного светофора.
Движение в «пробке»
Я должен сказать пару неприятных слов. Водители виноваты в доброй половине заторов на дорогах. Гремучая смесь «торопыжек» и «топтунов» рождает пробки. Это установленный факт. Если бы водители не «играли в гармошку» на дороге, половина пробок исчезла бы.
Обычно, когда затор медленно движется, мы наблюдаем «гармошку». Машины как будто связаны невидимой резинкой бампер к бамперу. Можно уверенно сказать, что у водителей «боязнь переднего пространства». Они стараются как можно быстрее и ближе встать перед бампером переднего автомобиля. Некоторые психологи полагаю, что это психическое расстройство, невроз.
Наука «джамология» (jamology) требует равномерного движения, а равномерное движение достигается достаточной дистанцией.
Экспериментальным путем выбирается такая дистанция, которая обеспечивает движение с постоянной (в идеальном случае) скоростью. Конечно, против такой манеры вождения будут все, кто не желает никого пропускать перед собой с соседних рядов. Тем не менее, во время заторов на многополосных дорогах не так много желающих играть в «шашачки», поэтому опасения, что перед вами набьется стая «торопыжек», не оправданы. В большинстве случаев соблюдать необходимую дистанцию довольно просто.