Каких только удивительных вещей не найдешь, листая старые журналы. Вот статья из журнала «Техника-молодежи» №12 за 1972 год.
БЕТОННЫЙ ЗАСЛОН АЗОВА
А. ЧЕРЕМНЫХ,
старший научный сотрудник НИИ информации и технико-экономических исследований рыбного хозяйства
Тысячелетия человек и природа находились и в мире, и в конфликте, ибо люди всецело зависели от капризов окружающего мира, от его даров. Минули века, и верх взял человек. Он изменяет природу и нередко, достигая каких-то кратковременных целей, наносит ей невосполнимый ущерб. Пора людям в знак великой благодарности позаботиться о восстановлении нарушенного равновесия в природе.
Уже сейчас мы становимся если не участниками, то свидетелями эффективного использования в охране природы самых передовых научных и инженерных достижений. Человек не ограничивается лишь локальным восстановлением окружающей среды, а начинает думать о глобальных масштабах, приступает к решению комплексных задач. Одним из первых больших географических районов, где будут осуществлены комплексные меры по восстановлению и разумному использованию природных богатств, станет бассейн Азовского моря.
Редкое и своеобразное явление на Земле — Азовское море. У него необычная судьба. Люди разных эпох видели его по-разному. Для одних оно было «гадким утенком», для других — «лебедем». Азовское море античности звали Меотийским болотом — было оно гнилым и со скверным запахом. Турки, которых Петр I осадил в Азове, уже величали море «темно-синим» (Барьял-Ассак). Нынешние таганрогские бабушки в молодости своей ходили с ведрами к морю… за питьевой водой. Если открыть энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, то можно найти такие строки: «…Азовское море важно для России вследствие своего многорыбия». А этим летом мы могли прочесть тревожные сообщения, что «рыба сплошным месивом шла к берегу, навстречу собственной гибели».
Что же случилось с морем? Какая его постигла беда?
Со времен Геродота гидрологический режим Азовья полностью изменился. Море превратилось в богатейший естественный заповедник,- «рыбный рай». Правда, этому благоденствию все больше и больше мешает производственная деятельность человека. На рубежах XX века на юге России возникла мощная промышленность. А последние десятилетия превратили Приазовье в гигантский аграрно-промышленный район. Пресная вода потребляется в огромных количествах — до 18 куб. км в год. То же, что возвращается морю, представляет собой «коктейль», в котором все — от нефтепродуктов до ядохимикатов. Между тем главная беда для уникальной фауны Азовского моря пришла через Керченский пролив из Черного моря.
Каких-нибудь 20 лет назад Азов и Черномор вели дружественный обмен своими водами в строго определенной пропорции. Этот водообмен поддерживал солевой баланс Азовского моря на уровне 10 г соли на литр воды, что весьма благоприятно сказывалось на жизни его обитателей. После заполнения Цимлянского водохранилища и строительства ряда других плотин на Дону и Кубани из-за больших отборов на нужды хозяйства поступление пресной воды в Азовское море резко снизилось. Сейчас соленость Азовского моря около 13 г на литр воды и неумолимо приближается к критической для существования ценнейших пород рыб. Нынешнее сухое лето еще раз доказало неотложную необходимость радикального «хирургического» вмешательства человека в судьбу Азова.
Какие же меры окажутся наиболее действенными? Что может спасти Азовское море от омертвления?
В первую очередь — понижение его солености. Этого можно достигнуть либо переброской в его бассейн части стока других рек, либо регулированием водо- и солеобмена между Черным и Азовским морями через Керченский пролив. В 1971 году была закончена разработка «Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна Азовского моря», которая стала примером сотрудничества многих научных, проектных, хозяйственных организаций, республик страны, представителей всех заинтересованных отраслей экономики. Генеральный проектировщик «Схемы» — (московский ордена Ленина институт «Гидропроект» — воплотил в ней лучшие достижения © области переустройства и охраны природы. «Схема» учитывает пожелания рыбников и речников, интересы промышленности и сельского хозяйства.
Как рассказывает Николай Алексеевич Осмер, главный инженер проекта, пройдет семь-восемь лет, и нижний Дон подопрут своими плечами Николаевская, Константиновская и Багаевская плотины. И самые крупные речные корабли пойдут по нему беспрепятственно. Дон сможет больше отдавать своей воды в те периоды года, когда рыба пойдет в пойменные и русловые нерестилища, когда полям будет недоставать дождей.
А на противоположном берегу Азовского моря вырастет Керченский регулирующий гидроузел (см. центральный разворот журнала), который даст возможность за каких-нибудь пять-восемь лет снизить среднюю соленость Азовского моря с 14 до 10 г соли на литр воды и потом поддерживать ее на заданном уровне. В створе плотины пролив достигает ширины в 5 км, глубины — 4—8 м, но коренные породы, на которые может опереться плотина, гораздо глубже, они круто уходят вниз от крымского берега в сторону Кавказа. В гидроузел войдут судоходный шлюз и пирсы, водопропускная бетонная плотина, глухая насыпная плотина из камня и песка и рыбопропускные сооружения. Водопропускная плотина будет служить для водообмена между морями. Рыбопропускные сооружения станут действовать во время хода хамсы и сельди через Керченский пролив в апреле — мае и августе — октябре, в период перепада уровней воды Черного и Азовского морей. При нормальных условиях рыба будет проходить через весь водопропускной фронт и даже через судоходный шлюз. Шлюз свободно пропустит морские суда водоизмещением до 100 тыс. т. Гидроузел станет и мостом, связывающим Крым и Кавказ. По нему проложат железнодорожные пути, четыре полосы автомобильной дороги.
Все это мероприятия ближайшего будущего, первый этап комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна Азовского моря, завершение которого намечено на 1980 год.
Бережное и плановое использование водных богатств бассейна позволит в ближайшие годы избежать резких нарушений гидрологического режима Азовского моря. Регулирующая плотина в Керченском проливе, низконапорные транспортные гидроузлы на Дону, гидротехнические сооружения на Кубани создадут условия для естественного самовосстановления биологической среды и самовоспроизводства ценнейших полупроходных видов рыб в Азовском море — осетровых, судака, леща…
Научные исследования и проектные проработки свидетельствуют, что ни одно из планируемых водохозяйственных мероприятий, взятое в отдельности, не обеспечит полного восстановления рыбных запасов. Только комплекс всех намеченных работ позволит практически полностью использовать кормовые и сырьевые ресурсы Азовского моря, достичь ежегодных уловов в 3 млн. ц рыбы, половину из которых составят ценные проходные и полупроходные рыбы.
Значительное развитие в бассейне Азовского моря получит товарное рыбоводство. Уже сейчас действует сеть госрыбхозов, морские рыбные фермы и многое другое. Все интенсивнее будут использоваться и остальные водоемы в бассейне Азовского моря (водохранилища, озера и реки вне пределов рыбопромысловых районов).
Самые решительные меры предотвратят загрязнение Азовского моря. И в ближайшие 10—15 лет мы станем свидетелями возрождения заслуженной славы этого редкого явления природы.