На что влияет диаметр колесных дисков
Колесные диски передают крутящий момент от двигателя на обод шины. Тем же путем передается тормозное усилие.
Согласно законам физики, чем больше диаметр колеса, тем больший крутящий момент надо придать ступице для достижений то же силы прямолинейного движения. Значит увеличивая диаметр колеса, мы снижаем силу, двигающую автомобиль.
Обычно, сам диаметр колеса не меняется, т.к. на более широкие диски ставится более низкопрофильная шина. При этом частота вращения колеса не будет зависеть от диаметра колесных дисков. Однако, чем больше диаметр диска, тем меньшее усилие передается на обод шины.
С точки зрения материаловедения меньшее усилие означает, что шина будет испытывать меньшие нагрузки при передаче усилия от колесного диска на дорогу. Это также означает, что на больших дисках можно «рвать когти», динамика автомобиля увеличивается за счет структуры колеса.
С другой стороны, чем меньше высота шины (ниже профиль), тем она хуже амортизирует неровности на дороге. Неровности на дороге при движении станут заметнее.
Из этого следует простое правило. На хорошей трассе лучше показывают себя колеса с большими дисками. По бездорожью лучше передвигаться с дисками малого радиуса.
Высота профиля шины косвенно влияет на её жесткость. Более жесткая связь «диск-дорога» непосредственно влияет на управляемость автомобиля. Поэтому любители городских гонок предпочитают низкопрофильную резину, т.е. большие диски.
Как выбирать шины
Свойства шины зависят от конструкции, рисунка протектора и используемых материалов.
Чем выше нагрузка на шины, тем выше требования к качеству материалов. Что же такое высокая нагрузка? Частые ускорения и торможения, резкие маневры, высокая скорость.
На что же влияет размер шины. Шины имеют ряд характеристик, первая из которых размер. Размер шины состоит из трех цифр — ширина, высота профиля, диаметр обода. Немаловажное значение имеют индексы нагрузки и скорости. Эти индексы должны соответствовать режиму эксплуатации вашего автомобиля.
Ширина шины в первую очередь влияет на сцепление с дорогой. Грубо говоря, чем шире колесо, тем выше сила трения и меньше риск войти в занос. С другой стороны, чем уже колесо, тем меньше сопротивление качения.
Высота профиля шины влияет на амортизационные характеристики колеса. Чем ниже профиль, тем меньше демпфирующее свойство колеса. Ямы и кочки будут чувствительнее.
С другой стороны, низкий профиль шины обеспечивает лучшую управляемость автомобиля.
Таким образом нет единого лучшего решения. Многое зависит от манеры вождения и дорожных условий.
Не разумно ставить на внедорожник низкопрофильную резину с большими дисками. Также необдуманно ставить «дутики» на скоростной трассе.
На что влияет рисунок протектора шины
Рисунок протектора и его высота имеют существенное значение. От них зависит шум от колес, способность преодолевать бездорожье и снег, управляемость автомобиля.
Зигзагообразный рисунок наиболее тихий, но наименее «цеплючий». Рисунок «шашечки» шумный, но более «цеплючий». «Тракторный» рисунок с грунтозацепами самый шумный, но и самый «цеплючий».
Для снижения риска аквапланирования в протекторе шин делают продольные канавки для отвода воды.
Зимние шины помимо «специфического тракторного протектора» имеют более мягкую резину и многочисленные глубокие канавки. Это повышает сцепление с заснеженной дорогой, но не спасает в гололедицу.